Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно сделать заказчику, если закупка не состоялась». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.
Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене
Закон №44-ФЗ не регламентирует порядок выбора контрагента при признании несостоявшейся конкурентной процедуры без заявок. Заказчик осуществляет его самостоятельно. При этом контрагент должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. Например, если были установлены дополнительные требования по ч.2 или ч. 2.1. ст.31 Закона №44-ФЗ, контрагент обязан отвечать этим требованиям. Указанный вывод следует из п.1 ч. 5 ст.93 Закона №44-ФЗ, который говорит о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Это подтверждают и нормы Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2020 г. №961 (далее – Правила №961). Направляя в контрольный орган обращение, заказчик, в соответствии с подпунктом “е” пункта 7 и пунктом 8 Правил №961 прилагает к нему в том числе информацию и документы, предусмотренные извещением для представления в заявке на участие в закупке. Если поступившая информация не соответствует требованиям извещения о несостоявшейся закупке, то контрольный орган откажет заказчику в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подпункты “ж” и “з” п.13 Правил №961).
Так как в рассматриваемом случае заявка участника, с которым заключается контракт, отсутствует, заказчик не может взять из нее для включения в контракт предложения участника о характеристиках товара и о цене. Соответствующая информация предоставляется контрагентом непосредственно заказчику, при этом характеристики товара должны отвечать требованиям, установленным извещением, а цена не должна превышать НМЦК (начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг).
Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом
В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.
Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:
1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;
2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;
3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.
В соответствии с ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ при заключении контракта в рассматриваемом случае должны соблюдаться следующие требования к срокам:
– срок для подписания заказчиком проекта контракта исчисляется со дня, следующего за днем получения заказчиком, направившим обращение, решения о согласовании (п.1 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ);
– контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного контрольным органом предписания по результатам проведения внеплановой проверки (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ);
– контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения такого решения не допускается (п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контракт заключается после несостоявшегося электронного запроса котировок, то основания, предусмотренные ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ для смещения сроков в связи с согласованием заключения контракта, отсутствуют. Сроки заключения контракта в этом случае исчисляются с даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся.
Как действовать заказчику
Рассказываем, как должен действовать заказчик при несостоявшихся торгах в зависимости от условий и причин.
Если заявка, полученная от единственного претендента, не отвечает требованиям документации или законов, ее нужно отклонить, затем внести коррективы в план-график и провести закупку снова.
Если первый конкурсный отбор или запрос котировок провалился, госзаказчик по желанию сможет продлить время приема заявок от претендентов на участие на четыре или на десять дней. Если предложений опять не поступит, можно внести коррективы в план-график, выждать еще день и снова повторить закупку.
Если по результатам закупки остался только один участник, который подходит под требования, заказчик может выбрать его для подписания контракта.
Заключить контракт можно, если:
- есть участник, первым подавший заявку и при этом требованиям документации и закона отвечают 2-е части нескольких конкурсных заявок;
- есть единственный участник, который подал заявку и ее 2-я часть подходит под требования 44 ФЗ.
В несостоявшейся госзакупке поставщик, ставший единственным подходящим претендентом, обязан обеспечить подписание контракта, если внесенное им предложение вписывается в требования к документам и законным нормам. Заказчику для этого нужно получить согласование от федеральной антимонопольной службы.
Когда заказчику придется объявить повторный конкурс:
- заявок не поступало;
- отклонены заявки от всех претендентов;
- в конкурсе из двух этапов после процедуры предквалификации к участию допустили одного подрядчика.
Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня. Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.
Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока. Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать. Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.
Организатор закупки при ее отмене должен правильно оформить все документы. В том числе нужно внести изменения в план-график. Возможно, понадобится выбирать поставщика другим способом, это тоже должно быть отражено в планах.
Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.
Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.
Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.
Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС
К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.
Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде. Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.
Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:
- Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
- Заявка участника не была принята без объективной причины.
- Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.
Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения
Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).
Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).
В каком случае запрос котировок признается несостоявшимся по 44 ФЗ
Федеральный Закон – 44 унифицирует все вопросы, связанные с процедурой закупок товара. Процесс проведения котировок основательно регламентируется в статьях 72-79. Действия заказчика в этом случае:
Условия процесса |
Возможные варианты |
Представлена одна заявка. Совпадает с требованиями технической документации. |
Заключается договор между участниками закупки. |
Представлено множество заявок. Лишь одна совпадает с требованиями заказчика. |
Заключается договор лишь с заявкой, которая отвечает требованиям технической документации. |
Представлено множество заявок. Условия не соответствуют требованиям заказчика. |
Продлевается срок предоставления заявок еще на 4 рабочих дня. |
По статистическим данным количество несостоявшихся процедур только за 1-ый квартал 2022 года выросло на 54%. Исследователи рынка говорят о двух причинах этому, которые плотно друг с другом связаны.
Во-первых, это проблемы с ввозом в Россию товаров от зарубежных производителей из-за санкций в отношении нашей страны. А во-вторых, это колебания цен на товары в связи с мировой обстановкой.
В системе закупок очень много долгосрочных контрактов, и поставщики боятся выходить на торги, потому что дальнейшие события сейчас практически нереально спрогнозировать. Однако чиновники принимают все посильные меры, чтобы укрепить нынешнее положение и поддержать поставщиков.
Для компании несомненным преимуществом является ситуация, когда с ней заключают контракт как с единственным поставщиком, если конкурентная процедура не состоялась по 44-ФЗ, потому что в этом случае она получает контракт по максимальной стоимости.
Статья 71. последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомления участникам такого аукциона; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.
Несостоявшийся аукцион
Единственная заявка — порядок действий Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст.
25 №44-
ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга. Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.
Важно
При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей. Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника.
Внимание
Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником. Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт.
Что значит несостоявшаяся конкурентная закупка
Что делать если закупка не состоялась?
Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.
Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.
Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.
Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).
Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся
Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта
Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
не подано ни одной заявки
по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей), все заявки отклонены
по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации
по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации
Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок. Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:
а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;
б) единственным участником аукциона.
Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.
При заключении контракта с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в некоторых случаях необходимо согласование с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. До 01.07.2020 г. согласование требуется для закупок проводимых не в электронной форме: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.
С 01.07.2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ, случаи и порядок согласования закупок у единственного поставщика несколько изменится. Необходимо будет согласовывать контракт с единственным участником по результатам проведения электронных процедур: конкурса, аукциона, запроса предложений при условии, если начальная максимальная цена (НМЦК) контракта превышает предельный размер установленный Правительством РФ.
Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей. Подробно мы писали в отдельном материале.
Вторая часть заявки состоит из информации о поставщике и объекте закупки. Поставщик предоставляет:
- Сведение о себе — наименование, нахождение, контакты и так далее.
- Документы, которые подтвердят, что он соответствует единым требованиям к участникам закупки.
- Документы (копии), подтверждающие соответствие объекта закупки требованиям законодательства.
Обратите внимание! Если такие документы передаются вместе с товаром, представлять их в составе заявки поставщик не должен.
- Решение об одобрении крупной сделки, если применимо к данной закупке для этого поставщика.
- Документы, которые подтверждают право поставщика на получение преференций (например, для организаций инвалидов).
- Документы, подтверждающие, что товар соответствует условиям национального режима, если для него установлены такие требования.
- Если закупка для СМП и СОНО — декларация принадлежности к таким субъектам.
Обрати внимание! Заказчик не может требовать от поставщика представление иных документов либо информации.
Подавать заявку можно в любое время, включая последний день приема. Обе части заявки направляются одновременно. Подается заявка на ЭТП, далее оператор в течение часа подтверждает, что она получена, и присваивает ей номер. Подавать более одной заявки на участие в аукционе запрещено.
На первом этапе заявка проверяется самой площадкой. Оператор не может отвергнуть заявку по иным основаниям , кроме:
- нарушения участником правил подписания документов ЭЦП;
- подачи участником второй заявки, если первая не отозвана;
- нарушения участником срока подачи заявки;
- нехватки денежных средств для обеспечения заявки;
- окончания срока аккредитации поставщика на ЭТП (заявки перестают приниматься за 3 месяца).
Направляя участнику отказ от приема заявки, оператор должен объяснить причину. Отозвать заявку до окончания срока приема может и сам участник — для этого не установлено никаких ограничений.
Рассмотрение вторых частей заявок
Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки — отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений .
Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.
Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.
Победителем аукциона признается участник, предложивший минимальную цену – при условии, что вторая часть его заявки соответствует требованиям. Если аукцион «перешел через 0», то побеждает участник, предложивший наибольшую цену.
Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.
Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся .
Если участник не согласен с действиями заказчика или оператора ЭТП, он может .
Результаты о несостоявшимся аукционе
Что делать если закупка не состоялась?
Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.
Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.
Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.
Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).
Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся
Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта
Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
не подано ни одной заявки
по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей), все заявки отклонены
по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации
по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации
Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок. Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:
а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;
б) единственным участником аукциона.
Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.
При заключении контракта с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в некоторых случаях необходимо согласование с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. До 01.07.2020 г. согласование требуется для закупок проводимых не в электронной форме: открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.
С 01.07.2020 г. в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ, случаи и порядок согласования закупок у единственного поставщика несколько изменится. Необходимо будет согласовывать контракт с единственным участником по результатам проведения электронных процедур: конкурса, аукциона, запроса предложений при условии, если начальная максимальная цена (НМЦК) контракта превышает предельный размер установленный Правительством РФ.
На данный момент разработан Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении предельных размеров начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимся осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, правил согласования таким органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» (подготовлен Минфином России 21.01.2020). Согласно положениям данного Проекта Постановления установлены следующие предельные размеры НМЦК:
Таблица 2 – Предельные размеры НМЦК, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок
электронный конкурс, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме
закрытые способы определения поставщика
для федеральных нужд
нужд субъекта РФ, муниципальных нужд
Направлять документы на согласование необходимо будет в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола, содержащего сведения о несостоявшейся закупке, в ЕИС или его подписания (если по Закону он не размещаться в ЕИС). Сейчас на это отводится 10 календарных дней.
Также Закон № 44-ФЗ определяет электронную закупку как несостоявшуюся при уклонении или отказе участника закупки занявшего второе место от заключения контракта (ч. 15 ст. 83.2). Заказчик ВПРАВЕ заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, причем согласно ч. 15 ст. 83.2 такой участник может отказаться от заключения контракта. Согласно данной же статьи, участник, занявший второе место, в случае подписания контракта, либо направления протокола разногласий, но не представления обеспечения (в том числе с учетом норм ст. 37) признается уклонившимся от заключения контракта. В случае не подписания контракта в отведенный срок и не направления протокола разногласий, данный участник признается отказавшимся от заключения контракта. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.
В ситуации, когда по итогам проведения закупок, соответствующим документации о закупке и законодательству признан хотя бы один участник, все более или менее понятно, контракт заключается с данным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. А как быть в случаях, когда при проведении процедуры победитель не выбран? Итак, давайте рассмотрим порядок действий при несостоявшихся закупках, которые не приводят к заключению контракта (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены).
Таблица 3 – Порядок действий Заказчика в случаях отсутствия допущенных заявок
Конкурс в электронной форме (открытый; с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)
Заказчик не позднее, чем на следующий рабочий день продлевает срок подачи заявок на участие в таком конкурсе на десять дней с даты размещения соответствующего извещения.
Если в результате продления срока подачи заявок конкурс в электронной форме снова признан не состоявшимся по таким же основаниям (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены), заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ (при этом, объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.
Аукцион в электронной форме
Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.
Запрос котировок в электронной форме
Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня. Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся по аналогичным основаниям, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Запрос предложений в электронной форме
Заказчик вправе внести изменения в план-график (при необходимости) и принять решение о проведении новой закупки либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Основание 1. Заказчик получил одну заявку или не получил ни одной
Если заявку подал только один претендент, аукцион не состоится, потому что нельзя проводить торги с единственным участником. Получите у оператора обе части заявки и документы участника. Оператор отправит их не позднее следующего рабочего дня после того, как закончится срок для подачи заявок. В этот же срок оператор уведомит участника.
В течение трех рабочих дней рассмотрите обе части заявки и направьте оператору протокол с подписями членов аукционной комиссии. Разместите протокол в ЕИС. В документе укажите решение комиссии и каждого члена о том, отвечает или нет заявка Закону № 44-ФЗ и документации об аукционе. Протокол направьте оператору электронной площадки и разместите в ЕИС.
Допустим, заявка участника отвечает требованиям закона и документации. Тогда заключите контракт с едпоставщиком по правилам аукциона. Основание – пункт 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Согласовывать контракт с контрольным органом не нужно.
Пример: заявку подал только один участник
Заявку единственного претендента, которая не отвечает требованиям закона или документации, отклоните, измените план-график и проведите другую закупку.
Если никто не подаст заявку на аукцион, закупка тоже не состоится. Составьте протокол, пусть его подпишут все члены комиссии, которые присутствуют на заседании. Протокол направьте оператору электронной площадки и опубликуйте в ЕИС не позднее даты, когда закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Измените план-график и проведите другую закупку.
Такой порядок описан в части 7 статьи 67 и в части 1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.
Статья 71. последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомления участникам такого аукциона; 3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.