Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 января 2019 г. вступили в силу новые правила, касающиеся сбора, перевозки и утилизации мусора. Их соблюдение обязательно как физическими лицами, так и производственными предприятиями, промышленными объектами, коммерческими организациями. Данные правила устанавливают требования по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Этот документ необходим для предприятий, в процессе работы которых образуются вредные отходы. При этом он не распространяется на субъекты малого и среднего бизнеса.

Состав проекта ПНООЛР

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Перечень работ, проводимых при разработке проекта ПНООЛР (норматива образования отходов)

При разработке проекта нормативов образования отходов необходимо выполнить целый комплекс работ. В него включены:

  • инвентаризация: нужно выявить источник (источники) образования отхода;
  • составление перечня изделий, материалов, сырья, которые используются при производстве;
  • составление плана мероприятий, проводимых с целью минимизации негативного воздействия;
  • исследования: необходимо определить концентрацию вредных веществ в отходах, их состав, физические качества;
  • обоснование норматива образования отходов;
  • расчет ПНООЛР;
  • определение класса опасности.

Когда проект нормативов образования отходов составлен, его согласовывают. Работы по утверждению проектов нормативов образования отходов проводятся в несколько этапов:

  • подготовительная работа (оформление пакета документов);
  • подача документов по ПНООЛР в Росприроднадзор;
  • получение документа, подтверждающего согласование ПНООЛР.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).
Закон № 89-ФЗ

Читайте также:  Учет рабочего времени: виды, способы, организация

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Кто разрабатывает и устанавливает проекты?

Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.

Но многие предпочитают доверить разработку этого документа специализированным коммерческим организациям, которые знают нюансы согласования проекта по отходам и учитывают актуальные изменения в сфере экологического законодательства.

Разработанный проект передается на согласование в территориальный департамент Росприроднадзора. Если в результате проверки надзорный орган выявит несоответствия, предприятие их обязано устранить и заново согласовать проект. При удовлетворительном результате предприятие получает документ, который подтверждает согласие государства на заявленный производством на год объем образования отходов.

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 “О направлении информации”) – для интересующихся письмо в конце статьи.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производится в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 ” Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”.

Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок действия проекта нормативов образования отходов

Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности, устанавливается на срок действия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.

В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет, при условии ежегодного подтверждения неизменности технологических процессов и используемых сырьевых материалов.

Документ, предоставляемый для подтверждения неизменности процессов производства — «Технический отчёт о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами». Он включает в себя сведения о индивидуальном предпринимателе или юридическом лице; подтверждение информации и неизменности сведений о составе и количестве отходов, разрешённых на хранение; сведения о выполнении запланированных мероприятий по уменьшению негативного влияния отходов на внешнюю среду и справку о балансе образовавшихся отходов, которые были использованы и размещены на хранение в течение отчётного периода. Согласно этому отчёту устанавливается срок действия Лимитов на размещение отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов

ВНИМАНИЕ!!!

С 01.08.2014г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011г. №792 и признан утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру в 2023 году: стоимость, сроки, документы

Вновь вступивший в силу Приказ №792 определяет Порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя ведение государственного реестра объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все эксплуатируемые объекты размещения отходов должны быть приведены в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации. Должна быть проведена инвентаризация объекта размещения отходов, а предприятия, эксплуатирующие ОРО должны обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации ОРО в ГРОРО.

Передача отходов на объекты размещения отходов, не включенные в ГРОРО, и их прием от сторонних организаций являются незаконными.

С 01.08.2014г., согласно ч. 7 ст. 12 №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах размещения НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРОРО, и соответственно выдача Управлением «Документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» на данные объекты размещения отходов не осуществляется.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, при размещении отходов на объектах размещения не зарегистрированных в ГРОРО, будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Найти объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО, можно на сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов», подраздел «Государственный реестр объектов размещения отходов». Их перечень регулярно обновляется.

Правовой регламент в сфере переработки мусора

Образование и размещение отходов, как и другая зарегистрированная деятельность, регулируется законодательно. О действии лимитов на правовой основе сказано в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» № 89. В 11 статье закона прописано: «Получение лимитов на размещение отходов, организацию и индивидуальное предпринимательство фиксируются в форме отчетов, выполненных по специальному образцу. Сроки лимитов ограничены, но обязательно должны продлеваться в случае функциональной деятельности объекта». В случае если производственный процесс поддавался изменениям, эти сведения должны быть оперативно направленны в органы, осуществляющие контроль, где будет проведен перерасчет лимитов.

Кроме вышеизложенного в 11 статье упоминается о том, что как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо обязуются:

  • заниматься своевременно разработкой нормативных проектов об образовании перерабатываемого сырья;
  • рассчитывать их, руководствуясь законными ограничениями;
  • оказывать содействие в государственном учете отходов;
  • насколько это возможно способствовать минимизации накопления мусора;
  • используя каждую возможность, заниматься внедрением малоотходных технологий, поддержанием инновационных экоразработок;
  • заниматься регулярным проведением инвентаризации не только второстепенного сырья, но и объектов размещения, подавая полные и актуальные отчеты в соответствующие органы.

Срок и способы подачи технического отчета по обращению с отходами

Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.

Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.

Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.

Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.

Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?

В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).

Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.

Читайте также:  Льготы ЖКХ для ветеранов: какие бывают и как оформить

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

С 1 января 2019 года обязаны разрабатывать не все природопользователи, а только юридические лица и индивидуальные предприниматели, действующие на объектах I категории и II категории по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду). Ранее, до внесения изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», расчет и согласование нормативов требовали ото всех организаций и предпринимателей (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), если в процессе их работы образовывались отходы. Это существенно усложняло работу природопользователей, чья нагрузка на окружающую среду была незначительной. С 2019 года контроль стал более четким и упорядоченным. Простые уведомления и отчетность об образующихся отходах подаются для объектов III категории, а IV категория освобождена и от этой обязанности.

Как подтвердить право на заявленные лимиты и нормативы? Сопроводить расчетные данные грамотными обоснованиями и вложить в ПНООЛР все необходимые документы.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и др. территориально обособленные подразделения), представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении НООЛР с указанием следующих сведений:

  • полное и сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридического лица) — ЕГРЮЛ;

  • фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя) — ЕГРИП;

  • копия лицензии на осуществление деятельности (при ее проведении) по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

  • копия лицензии (для юридического лица — пользователя недр) на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов;

  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — ПНООЛР;

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НООЛР.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Сдача проекта нормативов отходов

Для подачи ПННОЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой, поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.

Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.

Основанием для отказа согласно Приказу N 50 является:

  • наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;
  • отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО;
  • превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Никакие другие причины не могут быть достаточным основанием для отказа в утверждении ПНООЛР. Сам проект должен иметь установленную Приказом № 349 структуру и включать необходимые приложения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *