Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда обращаются в Конституционный Суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем, как поговорить более подробно на тему того, что нужно знать перед подачей и как составляется жалоба в Конституционный суд РФ, стоит определить причины и ситуации, при которых вам, скорее всего откажут в рассмотрении проблематики вашего дела в КС РФ.
Понятие конституционного контроля
С принятием Конституции России 1993 г. начался новый этап в конституционно-правовом развитии страны, связанный с ролью Конституции как правового фундамента процесса реформирования российского общества.
Впервые в истории России Конституция РФ (1993) закрепила принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковым во многом были прежние советские конституции, в непосредственно действующее право.
Полномочия Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 12.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (вред, от 02.06.2009) (далее — Закон о Конституционном Суде).
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии и Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и к совместному ведению, договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. По запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Полномочия Конституционного суда РФ
К полномочиям Конституционного суда РФ относится:
- разрешение дел на предмет соответствия основному закону РФ – Конституции РФ иных нормативно-правовых актов, а именно, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госвласти; международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
- разрешение споров о компетенции, которые возникают между органами госвласти;
- проверка на соответствие конституции закона, который применяется в конкретном деле. Соответствующая проверка проводится по жалобам, предметом которых является нарушение конституционных прав и свобод граждан;
- проверка конституционности закона, который подлежит применению судом при разрешении конкретного дела. В данном случае проверка проводится, в связи с запросом судов;
- рассмотрение вопроса о том, может ли быть исполнено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В указанном случае основанием для разрешения соответствующего вопроса является запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией, связанной с обеспечением деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе, который защищает права и свободы человека, жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ;
- толкование основного закона РФ;
- в случае выдвижения обвинения против Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления дает заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения;
- если какой-то вопрос выносится на референдум РФ, то Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции РФ соответствующий вопрос;
- выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществление иных полномочий.
В каких случаях возможна подача жалобы
Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:
- норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
- положение нормативного акта применено в конкретном деле;
- данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.
Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:
- указывать реальные персональные данные;
- ссылаться на правовые нормы;
- приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.
Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.
Полномочия Конституционного суда РФ
К полномочиям Конституционного суда РФ относится:
- разрешение дел на предмет соответствия основному закону РФ – Конституции РФ иных нормативно-правовых актов, а именно, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госвласти; международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
- разрешение споров о компетенции, которые возникают между органами госвласти;
- проверка на соответствие конституции закона, который применяется в конкретном деле. Соответствующая проверка проводится по жалобам, предметом которых является нарушение конституционных прав и свобод граждан;
- проверка конституционности закона, который подлежит применению судом при разрешении конкретного дела. В данном случае проверка проводится, в связи с запросом судов;
- рассмотрение вопроса о том, может ли быть исполнено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В указанном случае основанием для разрешения соответствующего вопроса является запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией, связанной с обеспечением деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе, который защищает права и свободы человека, жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ;
- толкование основного закона РФ;
- в случае выдвижения обвинения против Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления дает заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения;
- если какой-то вопрос выносится на референдум РФ, то Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции РФ соответствующий вопрос;
- выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществление иных полномочий.
Размышления о конституционном судопроизводстве в России. Часть 1
1. Конституционный Суд России в своей практике довольно часто вынужден принимать к рассмотрению жалобы, где поднимаются вопросы, которые не должны были бы возникнуть в конституционном судопроизводстве как таковые, поскольку в них рассматриваются по сути не вопросы противоречия норм Конституции, а дефективности правоприменительной практики – порой лишь фрагментарной и не сопряженной с попытками заявителей обжаловать судебные акты в кассационной и надзорной инстанциях.
Говорить об этом необходимо, конечно, с поправкой на модели конституционной юстиции, однако, в данном контексте важно, что реализованная российская модель конституционного контроля допускает ситуации, когда обращение с жалобой в порядке конституционного судопроизводства de facto становится альтернативной кассационному и надзорному обжалованию судебных актов. Различного рода проявления дефективности (когда речь, скажем, не идет о применимом правовом подходе, где при разрешении дел затрагиваются материи политико-правового свойства, что собственно и должно в первую очередь разрешаться в рамках конституционного судопроизводства) должны устраняться на уровне судов кассационной и надзорной инстанций.
Так или иначе, сложно спорить с тем, что вопросы, которые разрешаются органом судебного конституционного контроля (как специализированным органом, что свойственно континентальной модели конституционной юстиции, так и «общим» судом, что свойственно иным моделям – англо-американской, иберийской) в целом очень наглядно характеризуют качество правоприменения. Справедливо утверждать, что характеризуют они и то, насколько в целом свободны суды в вопросах права, насколько они «юридически активны».
Однако, дефективность практики все же должна подлежать проверке на конституционность – но только при ее системном характере и, если таковая имеет место в практике высшей судебной инстанции, – такой подход совершенно релевантен континентальной модели конституционной юстиции, реализованной в России.
Для устранения дефектов правоприменения на иных уровнях существуют кассационный и надзорный порядки обжалования судебных актов, ровно как с этой же целью обобщается и систематизируется практика.
Хотя мировой опыт знает и механизмы «прямого» казуального конституционного контроля (к примеру, amparo, осуществляемого общими судами, что реализовано в латиноамериканской модели судебного конституционного контроля).
2. В этой связи, необходимо полагать, что нашедшая отражение в действующем регулировании формула допустимости конституционной жалобы является недостаточно жесткой.
Критерии допустимости жалобы, как это определяется статьей 97 ФКЗ «О Конституционном Суде…», предполагают применение закона в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Обращение в КС необходимо правильно аргументировать, чтобы оно было принято к производству. Советы юристов по данному вопросу таковы:
- В письме следует ссылаться на уже существующие документы госоргана, в которых излагается мнение по сходному или такому же делу;
- Приветствуется опора на правоприменительную практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ);
- Хорошо работают указания на противоречивость судебных постановлений, опирающихся на одну норму;
- КС внимательно относится к аргументам, показывающим нарушение принципов судебных разбирательств: недопущение формализма;
- баланс интересов и прав участников процесса.
Внимание: одним из самых действенных аргументов является указание на то, что судебная инстанция взяла на себя компетенцию КС при принятии обжалуемого решения.
КС не разбирает обращений, опирающихся на аргументацию:
- Доказывающую неправомерность ранее принятых решений судебных органов с учетом подробностей ситуации. К компетенции КС не относится кассация и апелляция. Этот госорган защищает конституционные права человека;
- Демонстрирующую коллизии между отдельными законодательными нормами. Такие недоработки должен устранять законодатель;
- Некомпетентность решения судебного органа. КС не рассматривает правильность постановлений. Его работа — оценка правовых норм, а не отдельных решений.
Способы и порядок подачи заявления в КС РФ
Жалобу в Конституционный суд можно подать несколькими способами:
- лично, посетив приемную судебной инстанции;
- отправив по почте, но это можно сделать только в виде заказного письма с описью вложения, объявленной ценностью и уведомлением о получении;
- в электронном виде, что можно сделать через личный кабинет на сайте КС РФ.
Те, кто выбрал способ подачи в электронном виде, смогут через личный кабинет отслеживать ход рассмотрения жалобы. Перед тем как иск попадет к судье, работники секретариата будут проверять его на достоверность сведений и правильность оформления жалобы. Для этого им дается 3 рабочих дня.
Если сотрудники секретариата обнаружили ошибку в заявлении, то истцу дается возможность ее исправить. Но если гражданин не реагирует на требования представителей КС, то его обращение аннулируется.
На подготовку к судебному заседанию у заявителя будет 3 месяца – именно столько обычно приходится ждать после регистрации жалобы. Сам процесс рассмотрения дела может длиться несколько часов. Если судьи выносят положительный вердикт, то это приводит к таким последствиям:
- норма, которая оспаривалась, признается обжалованной и утрачивает силу;
- аннулируется постановление суда другой инстанции или отдельные пункты вердикта;
- принимается новый нормативный акт;
- инициируется пересмотр какого-либо дела на основании статей Конституции.
Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения
В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:
- общественные организации инвалидов;
- Герои Советского Союза;
- ветераны ВОВ;
- Герои России;
- полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды ВОВ.
В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.
Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:
- Верховный Суд;
- мировые судьи;
- Арбитражный суд;
- суды, отнесенные к общей юрисдикции;
- органы государственной власти отдельных субъектов страны;
- федеральные органы власти;
- органы самоуправления на местах.
В каком виде составлять
Подача конституционной жалобы является крайней мерой, перед обращением в эту инстанцию сторона, проигравшая дело, уже испробовала все доступные варианты обжалования резолюции суда. Основания для написания соответствующего документа в Конституционный суд следующие:
- После вынесения решения суда первой инстанции по предъявленному ранее иску прошло не менее одного года.
- Заявитель уже пытался обжаловать принятое решение через районный суд или апелляционный суд второй инстанции и везде получил отказ в положительном решении по своему вопросу. То же касается и отвергнутой судом кассационной жалобы.
- Резолюция по гражданскому делу или административное постановление о дисциплинарном наказании реально противоречит защите конституционных прав граждан, так как для обращения в Конституционный суд необходимо доказать именно это нарушение.
Срок подачи и рассмотрения жалобы в Конституционный суд
Срок обращения в Конституционный Суд РФ Одной из категорий дел, которую рассматривает Конституционный Суд РФ, является проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.
Если в конкретном деле судом был применен закон, который, по мнению заявителя, нарушает предоставленные ему Конституцией РФ права и свободы, то он наделен правом обратиться в Конституционный Суд с жалобой. Конституционный Суд будет обязан рассмотреть Вашу жалобу и дать правовую оценку приведенным доводам, но при условии, что она является допустимой.
Одним из условий допустимости жалобы является условие о том, что закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. С этим условием хотелось бы разобраться более подробно.
До 2011 года гражданин мог обратиться в Конституционный Суд с подобной жалобой, если закон был применен или подлежал такому применению по делу, рассмотрение которого было завершено или только начато в судебном или ином уполномоченном органе. Таким образом, можно было обратиться в КС РФ сразу же после вынесения судом первой инстанции определения о принятии искового заявления к производству, поскольку именно с этого момента начинается то самое рассмотрение дела. Позже законодатель решил уточниться и закрепил, что с жалобой в КС РФ можно обращаться, если рассмотрение дела в суде завершено.
Как видно из приведённых формулировок нормы закона, законодатель не устанавливал никаких временных пределов, в течении которых заявитель мог обратиться в КС РФ. И получалось так, что могли проходить года, десятилетия со дня завершения рассмотрения дела в суде, перед тем как гражданин обращался в КС РФ.
В 2014 году были внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», и теперь лицо может обратиться в КС РФ в течение 1 года после рассмотрения дела в суде. Таким образом, обязательным этапом в рассмотрении жалобы является выяснение судьями КС РФ вопроса о том, уложился ли заявитель в этот годовой срок или нет. Однако указанная формулировка нормы не позволяет найти ответ на вопрос, с какой даты необходимо отсчитывать годовой срок.
Ясность в данный вопрос внесло одно из недавних Постановлений КС РФ. До этого заявитель уже обращался КС РФ, однако суд вынес определение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, поскольку в качестве доказательства применения в деле заявителя оспариваемой нормы было приложено постановление апелляционного суда, с момента вынесения которого прошло больше года. Впоследствии заявитель, пройдя кассационные инстанции и обратившись в КС РФ с новой жалобой, представил решения данных инстанций, с даты вынесения которых не прошло года, вследствие чего КС РФ смог принять жалобу к рассмотрению.
« Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. » 1
В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
«Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат — судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда. » 2
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 г., статья 18.
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.1994 г.
В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:
дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
толкование Конституции Российской Федерации;
вынесение заключений о соблюдении установленного порядка вы- движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
утверждение посланий Конституционного суда;
решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:
федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации (Согласно изменениям в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 02.06.09 г.).
Процедура рассмотрения обращения в Конституционном суде РФ
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Конституционным суд Российской Федерации решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лица с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным суд Российской Федерации.
Решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению выносится в случаях:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Российской Федерации;
2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Российской Федерации, производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Обращение может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного суда Российской Федерации или в заседаниях палат принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Порядок и способы подачи заявления
Существует несколько способов, с помощью которых жалоба передается судье. К ним относится:
- личное посещение приемной КС;
- отправка документации по почте, но для этого используется только заказное письмо с описью вложения, объявленной ценностью и уведомлением о вручении;
- допускается пользоваться электронной формой документа, который отправляется через личный кабинет на сайте КС.
Если выбирается электронный формат, то через личный кабинет дополнительно предлагается возможность отслеживать ход рассмотрения жалобы. Сначала дается 3 дня на проверку документации работниками секретариата. Они должны убедиться, что предоставленные бумаги и сведения достоверны, а документация – правильно оформлена.
Если обнаруживаются нарушения, то заявитель может внести исправления, а если гражданин не реагирует на требования представителей КС, то его жалоба аннулируется.
Заявитель должен подготовиться к судебному заседанию, на котором рассматриваются все обращения. Обычно назначается разбирательство по иску через три месяца после регистрации жалобы. Решение принимается коллегией судей в течение нескольких часов.
Если оно является положительным, то это приводит к следующим последствиям:
- норма, которая утратила силу, признается обжалованной;
- аннулируется постановление суда или какие-либо его пункты;
- принимается новый нормативный акт;
- пересматривается какое-либо дело на основании положений Конституции.
Справка! Иногда непосредственно во время разбирательства судья приостанавливает действие оспариваемого закона или акта до того момента, пока не будет вынесено решение.
Виды судебных решений Конституционного Суда.
Эти правовые акты существуют нескольких видов. Среди них следующие.
- Пересмотры судебных решений, принятых по делам заявителей раньше. Эти новые рассмотрения инициируются по заявлениям, направленным гражданами в первоначальные судебные инстанции. Причем повторное рассмотрение дел может осуществлять та же самая комиссия, что отказала гражданину в первый раз.
- Разработка правовых норм и процедур. Новые законодательные нормы вводятся в процессе ведения рассматриваемых дел. Затем они приобретают статус правовых актов.
- Требования отмены действующих норм, и внесения изменений в существующие законодательные акты. В некоторых случаях властям предписывается изменить действующие законодательные акты в связи с нарушениями в законодательстве. Также могут быть четко установлены сроки внесения этих изменений. В противном случае действующие законы могут утратить силу.