Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.
Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.
Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.
Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.
Налоговая политика государства
Теория и функции налогов – основные критерии, которые определяют налоговую политику государства.
Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства, которые направлены на формирование налоговой системы страны, с целью обеспечить финансовую потребность государства, а также отдельных социальных групп общества и развитие экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.
Для налоговой политики характерны последовательные действия государства, которые сконцентрированы на выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы по определению важнейших направлений применения налогового механизма, а также разработка мер по внедрению налоговой системы и контролю за её эффективностью.
От состояния экономики, от целей, которые видит государство приоритетными в данный момент, зависят те методы, которые будут использоваться для осуществления налоговой политики. Он проводится с помощью следующих методов:
- Управления.
- Информирования.
- Воспитания.
- Консультирования.
- Льготирования.
- Контроля.
- Принуждения.
Согласно основам экономической теории, выделяют три основные формы налоговой политики, однако на практике в чистом виде они не встречаются.
Первая форма. Выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Это тот случай, когда государство всеми методами повысить налоги и наполнить казну, чтобы покрыть превышение доходов над расходами. Такая политика чаще всего не достигает своей конечной цели и имеет крайне негативные последствия.
Что такое налогообложение кратко
Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.
Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.
Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.
Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).
Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.
Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.
Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.
Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.
Определение термина и признаки
Определение налога и сбора есть в ст. 8 НК РФ, однако надо понимать, что оно достаточно формализовано в целях законодательного регулирования.
Итак, законодатель выделяет следующие характерные черты обсуждаемого термина:
- обязательность (императивность) для всех субъектов, для которых он установлен;
- индивидуальная безвозмездность;
- устанавливается для организаций и физических лиц;
- заключается в отчуждении денежных средств, принадлежащих на праве собственности, праве хозяйственного или оперативного управления (для государственных, муниципальных учреждений) денежных средств;
- цель отчуждения — обеспечение деятельности государства или муниципального образования.
Понятие и сущность налогов и сборов легко объяснить в нескольких словах: это обязательный платеж в пользу государства. При этом объектом является доход или имущество, для которых он установлен законодателем. То есть порядок и систему взносов определяет государство, опираясь на свои властные и регулирующие функции. В целом определение обсуждаемого термина, данное в Налоговом кодексе РФ, соответствует общепринятой научной позиции.
Ключевые тенденции развития налоговых систем
Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:
- Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
- Упрощение налогового законодательства.
- Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
- Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
- Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
- Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
- Повышение уровня налоговой культуры населения.
- Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
- Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
- Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.
Библиографический список к статье
- Борисов А.М. Налоговая система, система налогообложения и система налогов и сборов. Что есть что? // Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сборник материалов постоянно действ. науч.-практ. семинара. Курск: КРО РАЮН, КФ МИП, 2003.
- Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 404 с.
- Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. 383 с.
- Иванова В.Н. Оптимизация юридической конструкции налога как одна из проблем совершенствования налоговой системы // Финансовое право. 2005. N 7.
- Клементьева Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования // Финансовое право. 2007. N 9.
- Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: Учебное пособие / Под ред. проф. д. э. н. Н.Г. Кузнецова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 256 с.
- Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. 490 с.
- Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. 360 с.
- Малый энциклопедический словарь: в 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза — Ефрона. М.: ТЕРРА, 1994. Т. 3. 536 с.: ил.
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА-М, 2001. 304 с.
- Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М.: «Финансы и статистика», 1995. 400 с.: ил.
- Налоги / Под ред. Д.Г. Черника, изд. 2-е перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 1996. 690 с.
- Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1998. 608 с.
- Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000. 528 с.: ил.
- Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. 496 с.
- Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 271 с.
- Пилипенко А.А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы // Финансовое право, 2006. N 7.
- Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 192 с.
- Соколов Д.В. Институциональные аспекты правового регулирования налоговой системы Российской Федерации // Налоги (журнал). 2006. N 2.
- Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2007. 320 с.
- Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 864 с.
- Титов А.С. Исторический очерк о развитии государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в России // История государства и права. 2007. N 12.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. 429 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 576 с.
Понятие налоговой системы
В условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации происходят активные преобразования, затрагивающие как экономическую, политическую, правовую, так и иные сферы. В соответствии с изменением характера общественных отношений изменяются и экономические нормы, регулирующие данные отношения. В этой связи в экономической сфере находит новое отражение учет особых интересов различных субъектов, средством управления которыми, в частности, выступают налоги и сборы, установленные определенными правовыми нормами государства. Таким образом, в государственном управлении в переходных рыночных условиях все более важную роль играют не столько административные, сколько экономические методы, основанные, в числе прочего, на сбалансированной и демонстрирующей свою практическую эффективность системе налогов1.
Вышесказанное утверждение требует обращения к терминологическому аппарату исследуемой проблемы.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Понятие налоговой системы России
Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).
Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.
Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.
В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами)
Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования
Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения»
Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:
- принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
- основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
- права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
- ответственность за нарушение налогового законодательства;
- формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
- информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования
Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.
В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.